Самый актуальный вопрос для заказчиков, организаторов и/или их должностных лиц – административные штрафы по итогам проверок. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) административная ответственность за различные нарушения предусмотрена одной статьей – 207-й.
В первой части статьи установлена ответственность должностных лиц заказчика в размере 50 МРП за указание в размещаемой информации при осуществлении госзакупок способами конкурса, аукциона или запроса ценовых предложений характеристик, указывающих на принадлежность закупаемых товаров, работ и услуг конкретным поставщикам. Многие заказчики в стремлении заполучить желаемый товар злоупотребляют, указывая в объявлении марки, модели, товарные знаки и т.д., либо просто полностью копируя описание с конкретного товара, для того чтобы впоследствии требовать от поставщика поставки товара определенного производителя. Делать это категорически не советуем, ибо есть риск впоследствии уплатить штраф.
Во второй части статьи в КоАП указан штраф в размере 30 МРП за несвоевременное рассмотрение замечаний к проекту конкурсной (аукционной) документации, а равно несвоевременное размещение на веб-портале протокола предварительного обсуждения проекта, а также их текста. Различий в проведении процедур при обоих способах нет, все идентично. Для утверждения КД обязательно требуется ее предварительное обсуждение. Законом установлен срок в пять рабочих дней с момента размещения объявления на веб-портале для подачи замечаний к проекту КД, а также запросов по разъяснению его положений заинтересованными лицами. Если в течение указанного срока замечаний и/или запросов не поступало, издается приказ об утверждении КД. Если же они поступили, заказчик или организатор:
изменяют или дополняют проект КД;
отклоняют замечания с указанием обоснований;
разъясняют положения КД.
В первом случае замечания поставщиков должны быть обоснованными, и если это так, то их необходимо принять. Здесь главное при разработке КД помнить о принципе предоставления равных возможностей для всех потенциальных поставщиков. Если же замечания не нарушают указанного принципа, заказчик их отклоняет, аргументируя ссылками на конкретные нормы законодательства. В третьем случае могут поступить вопросы от поставщиков, которым непонятны некоторые моменты в КД. Здесь также посредством портала необходимо доходчиво дать разъяснения, чтобы вопросов больше не оставалось.
Далее, во избежание штрафа необходимо не позднее одного рабочего дня с момента изменения (дополнения) проекта КД, отклонения замечаний или разъяснения положений КД разместить на веб-портале государственных закупок протокол предварительного обсуждения проекта КД и ее текста.
Третья часть предусматривает штраф в размере уже 100 МРП за необоснованный отказ от осуществления госзакупок. Просто так отказаться от закупа заказчик не имеет права, иначе штраф. Отказ можно применить только до заключения договора с поставщиком. Оснований для отказа всего два: сокращение расходов и внесение изменений и дополнений в стратегический план, бюджетную программу или план развития заказчика, исключающих приобретение товаров, работ и услуг. В последнем случае в текущем году закупать ТРУ уже не допускается.
В четвертой части статьи КоАП снова штраф в размере 100 МРП, уже за содействие участникам конкурса (аукциона) в виде запросов и действий конкурсной (аукционной) комиссии, связанных с дополнением заявки недостающими документами, заменой документов поставщика, приведением в соответствие ненадлежаще оформленных документов после истечения срока приведения заявок в соответствие. Законом установлено право потенциальным поставщикам приводить заявки в соответствие в течение трех рабочих дней с момента размещения протокола предварительного допуска. При этом не допускается приведение заявок в соответствие потенциальным поставщикам, которые нарушили требования статьи 6 Закона о государственных закупках.
Штраф в размере 100 МРП также предусмотрен за установление квалификационных требований в конкурсной (аукционной) документации к потенциальным поставщикам и/или к их субподрядчикам (соисполнителям), не предусмотренных Законом и правилами осуществления госзакупок. Квалификационные требования к потенциальным поставщикам указаны в статье 9 Закона о госзакупках и правилах, не стоит выходить за их рамки.
Шестой частью статьи 207 КоАП установлен штраф в размере 50 МРП за невключение в конкурсную документацию критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса. Критерии достаточно подробно перечислены в пункте 4 статьи 21 Закона о государственных закупках, их заказчик обязан предусмотреть в конкурсной документации во избежание штрафа.
Далее седьмой частью опять предусматривается штраф в размере 50 МРП, теперь уже за неприменение критериев, указанных в предыдущей части. Все критерии играют роль при определении победителя, и их обязательно нужно рассматривать. Здесь возникают вопросы у многих заказчиков в части установления опыта работы. Дело в том, что заказчик имеет право устанавливать опыт работы в конкурсной (аукционной) документации:
1) до двух лет, если выделенная сумма превышает 100000 размер МРП;
2) до пяти лет, если выделенная сумма превышает 250000 размер МРП.
В подавляющем большинстве случаев суммы у заказчиков не превышают указанные размеры и они не вправе требовать опыт работы. Однако в случае, если участник конкурса (аукциона) указал сведения об опыте работы, заказчик обязан применить условную скидку к ценовому предложению такого участника. Иначе штраф.
В восьмой части снова размер штрафа в 100 МРП, за необоснованное признание потенциального поставщика и/или его субподрядчика (соисполнителя) не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной (аукционной) документации. Чтобы не нарваться на штраф, соблюдайте требования статьи 10 Закона.
Девятой частью предусмотрено наказание в виде штрафа в 50 МРП за неразделение ТРУ на лоты по их видам и/или месту поставки. Если к примеру, нужно закупить в одном объявлении несколько видов товаров для нескольких подразделений заказчика, их нужно разбить на лоты.
Десятая часть статьи применяется в отношении эксперта или экспертной комиссии, которым светит штраф в размере 50 МРП за подготовку ложного экспертного заключения.
В случае необращения или несвоевременного обращения в суд заказчика с иском о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок в установленных законом ситуациях – штраф в размере 30 МРП. Помните, что заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства о госзакупках, обратиться с иском в суд. Просрочка приведет помимо штрафа также и к проигрышу дела в суде.
В двенадцатой части – штраф в размере 100 МРП за необоснованное применение способа из одного источника путем прямого заключения договора. Здесь имеется в виду применение пункта 3 статьи 39 Закона. Многие заказчики осуществляют по этой статье закуп ТРУ, годовой объем которых не превышает 100 МРП. Попадаются на штраф те из них, что почему-то заключают допсоглашения к договору на увеличение суммы, после чего годовая сумма превышает установленный размер.
Тринадцатая часть статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере 10 МРП за неуказание в протоколах предварительного допуска, об итогах закупок способом конкурса (аукциона) подробного описания причин отклонения заявки потенциального поставщика на участие в конкурсе (аукционе), в том числе сведений и документов, подтверждающих его несоответствие. При отклонении заявок обязательно нужно подробно и обоснованно, со ссылкой на пункты правил осуществления госзакупок описать причины отклонения, перечислить все сведения и документы, отсутствием которых подтверждено несоответствие требованиям КД и квалификационным требованиям.
Частями с четырнадцатой по семнадцатую ужесточены наказания за повторное совершение нарушений в течение года. Максимальный размер штрафа составляет 200 МРП.
Далее идут примечания к статье, состоящие из двух частей. В первой идет конкретизация должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушения. Во второй части законодатель предусмотрел освобождение от административной ответственности в случае, если нарушение устранено в течение 10 рабочих дней с момента вручения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
При перепечатке и публикации настоящей статьи ссылка на наш сайт обязательна!