У нас в стране действует профильный Закон о защите прав потребителей от 4 мая 2010 года, и в основном нужно руководствоваться его положениями. Мы не будем полностью рассматривать его содержание, а остановимся на некоторых из них. Законом установлен уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей – Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Кроме того, ваши права могут защитить также и общественные объединения по защите прав потребителей. Однако прежде всего каждому нужно самому максимально обезопасить себя при потреблении товаров, работ и услуг и знать элементарные правила.
В первую очередь нужно помнить, что вы свободны в заключении договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг. Если вам что-то не нравится, никто не вправе навязывать вам покупку того, в качестве и свойствах чего вы сомневаетесь.
Не стесняйтесь требовать от продавца предоставления информации о товаре, работе, услуге, а также о самом продавце (изготовителе, исполнителе). Это относится к правам потребителя и обязанностям последних.
При покупке обязательно требуйте чек, впоследствии, если потребуется возвратить или обменять товар, это будет основным доказательством приобретения товара у конкретного продавца. В случае, если чек не сохранился, по закону вы имеете право доказывать факт приобретения фото-, видеосъемкой, свидетельскими показаниями или другими средствами доказывания.
Продавец (изготовитель) обязан в течение четырнадцати дней обменять или возвратить покупателю непродовольственный товар надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, кроме лекарственных средств, изделий медицинского назначения, нательного белья, чулочно-носочных изделий, животных и растений, метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки. Если у продавца товара, на который покупатель хочет произвести обмен, нет в наличии, он имеет право на возврат денег, уплаченных за него.
В случае, если потребитель считает, что его права нарушены, он вправе направить продавцу письменную претензию с требованием устранить нарушения его прав и законных интересов и возмещения убытков (вреда) в добровольном порядке. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить ответ на претензию, устранить нарушения и возместить причиненный убыток (вред). Если этого не произошло в течение десяти календарных дней, вы можете обратиться с иском в суд.
Если на работу или услугу установлен гарантийный срок, то изготовитель (исполнитель) обязан удовлетворить требования потребителя в случае обнаружения недостатка товара (работы, услуги) в период его действия.
При перепечатке и публикации настоящей статьи ссылка на наш сайт обязательна!